|
Каждый человек в жизни должен получить как можно больше удовольствия, а также доставить его другим людям, а может и не людям, тоже побольше. В частности, надо слушать хорошую и чистую музыку, а не довольствовать ложными представлениями и слушать белую и коммерческую. Есть поговорка:"Лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить ее пить". Так вот я хотябы к "водопою" вас попытаюсь привести =) |
|||||||||
МУЗЫКА ВЕСНЫ |
||||||||||
Егор Летов
"Кто бы мне поверил, если б я был жив
Записи одного из первых альбомов "Гражданской обороны" предшествовало немалое количество полустудийных экспериментов, проведенных Егором Летовым и Константином "Кузей Уо" Рябиновым в подвалах и институтских лабораториях города Омска. "С самого дня рождения "Гражданской обороны" (8 ноября 1984 года) мы с Кузей Уо сразу же сделали ставку именно на изготовление и распространение магнитофонных альбомов, резонно решив, что live-выступления нам светят весьма не скоро, - вспоминает Летов в своих "ГРОБ-Хрониках". - Кроме того, так уж установилось, что есть записи - есть и группа, нет записи - нет и... " "Гражданская оборона" начиналась как проект, исполнявший авангардную музыку. Но вскоре музыканты группы переключились на голимый панк-рок с эпатажными антисоветскими текстами. В конце 85-го года в деятельность "Обороны" вмешиваются местные правоохранительные органы. Даже находясь в глухом подполье, эта рок-группа влияла на настроения и умы людей и неотвратимо становилась для властей социально опасным явлением. Последствия не заставили себя долго ждать - с "Обороной" начали активно бороться. Кузя Уо, несмотря на сердечную недостаточность, срочно был призван в армию. Летова отправили в психбольницу, где в течение нескольких месяцев накачивали психотропными средствами. Временно ослепнув, он столкнулся с раздвоением сознания и прочими "побочными явлениями", но все же сумел выстоять. Чтобы не сойти с ума, Летов целыми днями писал стихи и рассказы. Одно из стихотворений удалось сохранить: "В сумасшедшем доме художнику приснилось Что кровавые туши убитых зверей На мясокомбинате Превратились в огромные сочные Апельсины, гранаты, лимоны И вот они на крюках Легонько покачиваются Тихонько звенят". "В отношении моего опыта в психушке я бы использовал афоризм Ницше: "То, что меня не убивает, делает меня сильнее", - пишет Летов в своей "Творческо-политической автобиографии". После этого я понял, что я солдат. Причем солдат хороший. Понял я также, что отныне я себе больше не принадлежу. И впредь я должен действовать не так, как я хочу, а так, как кто-то трансцендентный хочет". Выйдя из больницы, Летов в условиях полной изоляции пишет песни, созвучные его радикальным взглядам того периода: "Дезертир" ("сорвите лица - я живой"), антикоммунистический "Бред" и одну из первых суицидальных композиций "Умереть молодым", близкую по духу моррисоновской "No One Here Gets Out Alive". Эти и другие песни долгое время существовали в черновом варианте, поскольку никакой возможности записать их у Летова не было. На дворе стоял 86-й год - антироковая кампания, докатившись до Омска с двухлетним опозданием, была в самом разгаре. С большинства местных музыкантов в КГБ взяли расписки, в которых те отказывались от какого-либо участия в опальном летовском проекте. Психологически Летов был готов записываться самостоятельно. Все упиралось в отсутствие элементарной звукозаписывающей аппаратуры. Единственной омской группой, не испугавшейся сотрудничества с Летовым, оказалась фолк-панк-гаражная команда "Пик и Клаксон". В апреле 87-го года Летов вместе с музыкантами из "Пик и Клаксон" Олегом и Женей Лищенко выступает на I Новосибирском рок-фестивале. Одной из основных интриг этой акции оказалась неравная схватка местного рок-клуба с обкомом комсомола, который нанес рокерам удар под дых, запретив приезд "Звуков Му" и "Аукцыона". На их место в фестивальной программе президент новосибирского рок-клуба Валера Мурзин в последний момент вписал "Гражданскую оборону". Тексты песен, естественно, подлежали строгой литовке. ГрОбы почему-то записывали их в темном зале, а затем безымянная машинистка впопыхах не перепечатала кое-какие места - как на грех, крамольные. Когда группа сыграла первые композиции, в рядах официоза начался столбняк, а зал в полном смысле сходил с ума. Это был дебют Летова и его друзей на большой сцене, и они умудрились устроить в столице Сибири натуральный Пер-Лашез. "Оборона" со своими антисоветскими текстами и грязным гаражным звуком начала крушить все подряд. Охваченный волной дикого кайфа, звукорежиссер "Калинова моста" Александр Кириллов схватил лист бумаги, написал печатными буквами: "Кто литовал?" и пустил эту парфянскую стрелу по рядам в направлении жюри... Вернувшийся из Новосибирска домой Летов прекрасно понимал, что пока комсомольская "телега" о фестивальных подвигах дойдет до Омска, у него в распоряжении еще имеется несколько недель. Именно в этот узкий времен- ной интервал мая-июня 87-го года им в одиночку было записано сразу пять альбомов: "Мышеловка", "Красный альбом", "Хорошо!!", "Тоталитаризм" и "Некрофилия". Формально числившийся художником-оформителем, Летов к тому моменту уже давно находился в свободном плавании. Не связанный с социумом никакими договорами, он нес трудовую вахту у себя дома, фиксируя по одному альбому за два-три дня. В них во-шли композиции периода 1985-1987 годов. "Я записывался со страшным стремительным кайфом, высунув язык и прищелкивая пальцами. Помню, что когда я закончил "Мышеловку", свел и врубил на полную катушку, то начал самым неистовым образом скакать по комнате до потолка и орать от раздирающей радости и гордости. Я испытал натуральный триумф. И для меня это до сих пор остается основным мерилом собственного творчества: если сотворенное тобой не заставляет тебя самого безуметь и бесноваться от восторга - значит, оно вздорная бренная срань". Запись "Мышеловки" осуществлялась методом многократного наложения при помощи магнитофонов "Олимп-003", одолженных Летовым у "Пик и Клаксон" и у своего приятеля Дмитрия Логачева. Оба магнитофона Летов слегка переделал, добавив в общую электрическую цепь мерзостное звучание советских колонок и самопальных инструментов. В записи каждого из инструментов приходилось прибегать к немалому количеству технических хитростей. Для того чтобы зафиксировать на пленку сложную барабанную партию, Летов записывал ее на девятую скорость и играл в два раза медленнее необходимого темпа. Затем магнитофон переключался на 19-ю скорость, в результате чего барабаны звучали в режиме хорошо темперированного хардкора - как, например, в композициях "Пластилин" и "Иван Говнов". Уже в те годы Летов тяготел к грязному звучанию. "Вся беда нашего отечественного рока, возможно, состоит в том, что все стараются записаться почище", - говорил он в одном из интервью, датированном концом 80-х. На сессиях "Гражданской обороны" Летов упорно придерживался установки писаться быстро, грязно и максимально энергич- но. Считая, что атональное сопровождение создает драйв, он в рамках избранного шумового безумия оставался неплохим гитаристом - даже несмотря на некоторую наивность инструментальных вставок ("Он уви-дел солнце", "Дите", "Дезертир"). Последовательность записи была следующей: Летов играл на барабанах, потом на гитаре, басу и только в самом конце на образовавшуюся инструментальную болванку накладывал голос и дополнительные гитарные партии. Затем вся запись прогонялась через самодельный ревербератор. ...Летов, по его же словам, "в дрызг и брызг насрал на всяческие очевидные нормы звучания. Суровая противофаза, чудовищный перегруз, сплошной пердежный и ревущий среднечастотный вал... Вокал несколько "посажен" в пользу интенсивности и плотности звучания, что привело в некоторых случаях к заметному затруднению восприятия текстов слушателем". Как и остальные студийные опусы ранней "Обороны", "Мышеловка" укладывалась в рамки тридцати минут и состояла из пятнадцати очень коротких, но очень энергичных композиций. Несмотря на пять наложений, примитивную технику и нехватку времени, Летову удалось создать один из самых живых и яростных альбомов за всю историю советского рока. "Мышеловка" открывалась стихотворением "Так же как раньше", написанным Летовым в 85-м году: "Словно после тяжелой и долгой болезни Я вышел под серым уютным дождем Прохожие лепят меня как хотят Так же как раньше Я в мятой и потной пижаме Но уже без претензий на белый полет Cкоро придет Осень". Большинство песен напоминали доведенный до экологического примитивизма панк, сыгранный в стиле калифорнийских подвальных команд середины 60-х годов. Вокал Летова аналогов не имел. Это был монотонный вой с элемент- ами шаманского нагнетания напряжения, разукрашенный анархическими лозун- гами и выкриками "хой" - как у Майка на альбоме "LV". Несмотря на обилие ненормативной лексики, здесь пока еще нет мрака, характерного для поздних работ "Гражданской обороны". В "Мышеловке" много хуков, злости и запоминающихся рефренов, на интонационном выделении которых строится большинство хитов ("Он увидел солнце", "Желтая пресса", "Иван Говнов" и , конечно же, "Пошли вы все на..."). Так в 87-м году осмеливался петь (вернее, не петь, а рычать) человек, которому терять уже было нечего. В своих песнях Летов искал абсолютную свободу, изобретал "новую дерзость" - пусть экстремистскую по форме, но позитивную по сути ("прецедент торжества бунта и свободы над твердокаменными законами и чугунными скрижалями тоталитарного бытия"). Летов боролся с социумом в лице доперестроечного совдепа - а совдеп в свою очередь боролся с Летовым. В конце июня до Омска наконец дошла комсомольская телега, направленная из Новосибирска кем-то из соорганиз- аторов фестиваля. Летову грозила вторая серия принудительного лечения в психбольнице - со всеми вытекающими последствиями. Мышеловка, однако, не захлопнулась. Не дожидаясь появления санитаров, Летов прихватил сумку со
«Гражданская Оборона», - это действо, о котором нельзя говорить «это мне нравится, это не нравится», «сегодня они играли хорошо, вчера плохо». Только Егор Летов может позволить себе выйти на сцену с одной гитарой, сделать её еле слышной и, извлекая не хитрый аккомпанемент, петь час - полтора перед полным залом
Ссылки: Много всякой информации, среди которой книга "Я не верю в анархию" Сдесь можно скачать много видео и не только Хороший сайт. Много хорошего видео! Помоему сдесь есть ВСЕ мп3!!! Даже Посев и Коммунизм Думаю что Кузя УО будет интересен многим ценитилям ГО Янка Дягилева
Янка не записала ни одной пластинки, не выступала по телевизору, но была известна ценителям рок-музыки всей страны.
"От большого ума лишь сума да тюрьма,
Как Летов с Янкой познакомился (с его слов):
Познакомились мы на первом Новосибирском рок-фестивале, это было летом 87-го года. Мы тогда приехали туда даже не как гостевая команда, а, собственно говоря, поглазеть на все происходящее. На самом деле, это не очень интересно… То есть, она сидела на лестнице, во дворе намечалась очень большая драка между металлистами, панками, хиппи и прочими, как это тогда называлось, неформалами – все сгрудились там на лестнице. Мы там впервые, собственно, и выступили, что называется, дали говна, – то есть залитовали одну программу, а сыграли другую, сыграли программу АДОЛЬФА ГИТЛЕРА: там половина песен Лищенко, половина моих, – меньшая половина. Нас зарубили, вызвали в милицию – там целая была катавасия. После этого я приезжаю в Омск, сижу, сочиняю песни, какие-то альбомы начинаю делать, и в некий момент ко мне вваливается – без звонка, без всего – орава новосибирская, огромная толпень, среди которой Рублев, Лукич, такой Данилов Женя, очень хороший, Янка, Летяева… Такая компания, человек восемь. И они по очереди стали песни всякие петь, последние свои. А я как раз тогда сочинил песню «Пошли Вы Все На Хуй!», такой довольный был – как раз эту песню сочинил, буквально с вечера она у меня в голове играла. Я сижу, текста оттачиваю, – они там такие,
Ссылки: Хороший сайт. Много хорошего видео и не только! Александр Башлачев
"Толоконные лбы!
ГРАНИЦА РЯДОМ
Недавно в издающемся в Париже журнале "Русская литература" я неожиданно обнаружила публикацию, посвященную Башлачеву. Почему-то хочется ее процитировать. Любопытен этот взгляд издалека " из другого времени, места и культуры. "Маленький, худой, независимо от сезона одетый в одну и ту же кожаную куртку, с вставным золотым зубом, который выглядывал изо рта, лишь только Башлачев начинал петь, этот русский рокер вызывал всегда одну и ту же реакцию у людей, которые слушали его в первый раз: ею было удивление перед колоссальной энергией, которую рождало его хрупкое тело, и соответствие башлачевских песен и манеры их исполнения тому, что ассоциировалось с "настоящей Русью". Нужно отметить, что в ту эпоху стиль, основанный на русском фольклоре, воспринимался в среде андеграунда как нечто негативное, казенное. Башлачев был исключением из правила. Вместо крестика " ношение которого было провокационным знаком в андеграундовской среде того времени и превратилось сегодня в обыкновенный элемент костюма любого эстрадного певца " Башлачев носил на шее три колокольчика. Характерный звук, который слышится на большинстве его записей, " также звук колокольчиков на браслете, одевавшимся Башлачевым, когда он исполнял свои песни под гитару. Колокольчик " важный символ в башлачевском творчестве: большие колокола разбиты, пел он во "Времени колокольчиков", но каждый может заставить звонить свой колокольчик, чтобы нарушить малодушную тишину нашей эпохи"... Башлачеву нравилась эта фраза " "граница рядом", она (как и многие), будучи произносима им, как будто начинала звучать каким-то правильным, первоначальным смыслом. Все эти его "не всякое лыко в строку...". Последнее время ему под руку попадали набоковские романы (кстати, и последней прочитанной им книгой была "Король, дама, валет") " как-то все случайно, но у Башлачева был свой подход к случайности, излишне, быть может, внимательный. Прозрачной осенью 1986 года он валялся на диване с потрепанным номером "Нового мира" и читал "Защиту Лужина". Очень внимательно читал. Тема "защиты", раз вышедши за рамки шахматно-литературного полей, и теперь продолжает звучать. Равно как и фигура умолчания, некогда Башлачевым предпринятая, сохраняет свою силу и поныне. Последние два года Башлачев ничего не писал. Это как бы внешняя сторона дела. Внутренняя в приближении выглядит так: писал, но ничего не сохранилось, поскольку сам задался такой целью, как будто заметая следы. Четверостишие, написанное летом 1987, " единственное сохранившееся. И труд нелеп, и бестолкова праздность, И с плеч долой все та же голова, Когда приходит бешеная ясность, Насилуя притихшие слова. "Бешеная ясность" пришла и не пожалела. Жарким летом в центре Москвы, на скамейке в зеленом скверике раскуривал "Беломор" невозможный человек в джинсах и просторной белой футболке, и капельки пота проступали на лбу под горячим московским солнцем, еще не рифмуясь с уже спетым "на холодный лоб да на сосновый гроб"
Заводное чучело
Рукописи горят в руках. Тема "остановись, мгновенье" разрешается в искусстве, которое, по определению, мгновение останавливает. Тоже, кстати, Сашина теория, коих было много, и они неизбежно заканчивались, "хотя на самом деле все наоборот". Нельзя сказать, что Башлачев был друзьям понятен. Женщинам, возможно, больше, но это " от любви, без которой не обходился, и если было ключевое слово, то, наверное, все-таки это, принципиально рифмуемое со словом "кровь". "Наш лечащий врач согреет солнечный шприц, и иглы лучей опять найдут нашу кровь. Не надо, не плачь сиди и смотри, как горлом идет любовь". Такие дела. Но не зря же, думаю я, сжег он все свои бывшие под рукой черновики, что-то же имел он в виду, и неспроста навсегда осталось в забытой тетрадке карандашом написанное и не спетое никому, но пресекающее разговоры о "творческом кризисе". "На самом деле все наоборот" " и справочники, как назло, противоречат друг другу, а из задачника заботливой рукой выдрана страничка с ответами". Я теперь часто вспоминаю фразу Марины Тимашевой - "человек, сумевший выразить дух и смысл рока в нашей стране, оказался причастен к нему по непостижимой логике судьбы. Поэт от Бога, он должен был рано или поздно занять место в литературе, но сделал решительный шаг в сторону". Когда-то она мне казалась такой неправильной. Но теперь скучно думать о судьбах русского рок-н-ролла, "время колокольчиков" которого отзвенело к концу восьмидесятых. Говорят, БГ сказал после смерти Башлачева: "Башлачев поставил точку". Может быть, и поставил, а может быть, Гребенщиков ничего такого и не говорил " не имеет значения. Но вот книга "где дымится вязь неспокойных строк", - отлежав в отстойнике времени положенный срок, есть единственное, что существует почти вне его. Книга "Александр Башлачев. Стихи" теперь напечатана. И пока рукописи не выгорят до тла, она будет тайно пылиться в библиотеках. И потом всплывет из небытия. Припоминаю я, что в читальных залах листочек, на котором полагается писать название нужной книги, называется "требование". То есть все же выходит, что людям, которым всегда что-то нужно, нужно и это, и раз нужно - они разберутся "зачем". "Ну и давай я отвечу ...так, например. Хотя это, конечно, не исчерпывающий ответ и, может быть, не точный, но скажем так, что я живу в мире, в котором нет волшебной палочки...одной на всех. Она у каждого своя. И если бы все это поняли сегодня, мы бы смогли его изменить. Мир бы стал для каждого таким прекрасным, какой он и есть на самом деле". "Это просто потенциал, который еще раз перевел себя в кинетику, стал реальным действом. Просто из века в век, из года в год, изо дня в день общую мировую идею мы переводим в форму за счет таланта. Талант - способ перевода. А если говорить о программе...то, когда люди садятся играть в шахматы, всем ясно , что игра так или иначе кончится матом. Или: если ты сядешь играть с Каспаровым, проиграешь в любом случае. Это, казалось бы, детерминировано, да , исход, результат, да. Но остаются подробности - ты же сам решаешь, и он решает, какой пешечкой ходить. А для того, чтобы перевести
Анастасия Рахлина
Ссылки: Сайт, посвященный СашБашу. Много всего. |